пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ: 14-03-2013
Редкие студенты, не мечтают об обеспеченном будущем и успешной карьере. Однако далеко не многие знают, с чего стоит начать и в каком направлении действовать. Поэтому пора спросить совета, у тех, кто в совершенстве разбирается в нюансах бизнеса. Ведь для современного поколения нет ничего невозможного!
Здорово, что сегодня, стремления молодых людей активно поощряются и поддерживаются на всех возможных уровнях. В том числе, и в вузах. Лучшие предприниматели и профессионалы готовы делиться опытом, проводить мастер-классы и обучающие тренинги. И все это реализуется в доступной и безвозмездной форме.
К примеру, в крупном, активно развивающемся Университете машиностроения, уже 2 года существует собственный Центр развития молодежного предпринимательства (ЦРМП), где был дан старт более чем 270 бизнес-идеям студентов и аспирантов вуза.
Руководитель центра Петров Павел Александрович и эксперт ЦРМП Строков Павел Игоревич и поделились с корреспондентом нашего издания успехами, идеями и планами на будущее.
-В конце декабря 2012 года в Университете машиностроения прошел финал Открытого конкурса бизнес-проектов. Давайте подробнее остановимся на данном мероприятии.
- Строков П. И.: Считается, что предпринимательскими талантами обладают проценты от всей массы людей. Задача ЦРМП в том, чтобы найти этих людей, показать им возможности реализации проектов и стать проводником в мире бизнеса.
В процессе конкурса молодой человек мог защитить бизнес-идею перед экспертным жюри. Это уникальный шанс услышать объективную критику, а также подкорректировать задумку в сторону более реальных жизненных перспектив. Все ребята проявили себе на удивление активно: обменивались опытом с коллегами, некоторым удалось найти команду и даже «сколотить» свою с помощью ЦРМП Университета машиностроения.
-Петров П. А.: Цель конкурса - развить предпринимательскую активность студентов. К нам пришли ребята без знаний и умений ведения бизнеса, но у них уже были идеи, стартапы. Мы постарались предоставить им возможность принять участие в некой «игре в предпринимателя», но с настоящими, «взрослыми» последствиями.
По итогам, лучшие участники были награждены памятными наградами и ценными призами, а также получили приглашение к продолжению совместной работы.
-Приведите примеры успешных проектов, авторами которых стали подопечные ЦРМП.
- Строков П. И.: Остановлюсь лишь на немногих наших достижениях. В 2012 году вышел в четверть финала «Зворыкинской премии» (ред. «Зворыкинская премия» – национальная премия в области инноваций для молодых ученых и специалистов – ежегодный конкурс инновационных проектов, который проводится Федеральным агентством по делам молодежи) проект «Упругая муфта со звездочкой», автор - Борис Сапрыкин - аспирант Университета машиностроения. А «Индивидуальный городской транспорт «Электроскутер»» Мишакова Андрея, вышел в полуфинал и занял 15 место в последнем этапе отбора. Это фактически из тысячи рассмотренных бизнес-проектов со всей России!
- Петров П. А.: Кроме того, этот же проект был презентован Николаем Любавиным (входил в дизайн-команду, на тот момент студент 5 курса Университета машиностроения) на экспертной комиссии конкурса «У.М.Н.И.К.» в рамках Всероссийской выставки «НТТМ-2012» (ред. цель программы «У.М.Н.И.К.» - выявление молодых учёных, стремящихся самореализоваться через инновационную деятельность, и стимулирование массового участия молодежи в научно-технической и инновационной деятельности путем организационной и финансовой поддержки инновационных проектов).
- Строков П. И.: В том же 2012 году Борис Сапрыкин при поддержке ЦРМП презентовал проект «Упругая муфта со звездочкой» перед Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы и получил субсидию в размере 500 000 рублей на продвижение проекта и создание опытной партии изделий.
При достаточном упорстве и желании можно найти финансирование и на сложные технические проекты в России. Например, в 2011 году ЦРМП от коллектива авторов проекта «Разработка опытных образцов устройств для исследования сопротивления деформации» (среди которых также наш выпускник, Федор Прокопов) подал заявку и получил финансирование на развитие проекта по программе «СТАРТ» фонда Бортника – 1 000 000 рублей.
- Перенимает ли ЦРМП опыт коллег наиболее успешных, на Ваш взгляд, вузовских бизнес-инкубаторов?
- Строков П. И.: С коллегами из других ВУЗов активно общаемся. Например, с бизнес-инкубаторами МГУ им. Ломоносова и МИСиСа мы активно сотрудничали как раз в прошлом году.
В целом, успешность инкубатора напрямую зависит от количества средств и финансирования, выделяемого на его развитие. Важно уметь различать Центры предпринимательства и бизнес-инкубаторы. По существу разница в том, что первые работают с сырыми бизнес-идеями и пока еще не предпринимателями. Основная деятельность - это бизнес-образование и консультирование. Инкубаторы уже, в свою очередь, развивают готовые к реализации и потенциально прибыльные идеи.
-Насколько востребован ЦРМП в Университете машиностроения?
- Строков П. И.: За неполных 2 года работы ЦРМП о нас узнали многие, но пока не все! Мы активно работаем над информационно-просветительской деятельностью: устраиваем большие презентации, проводим мини-встречи для старост групп на «летучках» деканатов, изготавливаем и распространяем рекламные буклеты, брошюры, листовки, флаеры и т.д.
Студенты - не самая «легковосприимчивая» аудитория. Для молодых важна мотивация и факт возможности получить что-то. Поэтому всеми силами напоминаем о преимуществах, которые готовы предоставить: от бизнес-курсов до разработки опытного образца и организации ООО, причем все это безвозмездно!
Главное, чтобы было желание учиться и настойчивость в достижении поставленной цели!
А способствовать популяризации создания собственного проекта могут преподаватели и сотрудники университета, ведь это бесценный практический навык для будущей успешной деятельности!
-В связи с процессом присоединения к Университету машиностроения других вузов, планируются ли какие изменения?
- Петров П. А.: В вузах, которые стали частью Университета машиностроения, не было действующих бизнес-инкубаторов. Процесс создания такового требует инвестиций, а также привлечения квалифицированных специалистов. Но думаю, что все еще впереди!
Ведь изначально, бизнес-инкубаторы были созданы в крупных вузах. Уже далее к этому процессу стали подключаться остальные учебные заведения по мере сил и возможностей.
-На современном рынке, в какие идеи инвесторы готовы вкладывать средства? Если шансы у простых студентов для привлечения капитала?
- Строков П. И.: Если инвестора понимать широко, а именно учитывать частные, государственные и прочие фонды, то в принципе нет ограничений для идей. В приоритете коммерческая выгода проекта, адекватность и настойчивость ее автора.
Если отдельно рассматривать частного инвестора, то здесь важны, на мой взгляд, следующие показатели:
- Стадия проекта: чем ближе к серийному образцу или чем больше уже вложенных средств – тем лучше.
- Команда: должны быть мотивированные люди, точно осознающие цели, причем настолько, что и без инвестора все бы реализовали, но только немного позже.
- Предложение для инвестора: конкретные и грамотно рассчитанные стоимости этапов и сроки реализации проекта, иными словами - подробный профессиональный бизнес-план.
Если речь идет о государственных организациях, то например, чтобы получить миллион, иногда достаточно качественно защитить презентацию прекрасной бизнес-идеи перед экспертами.
-Перечислите основные актуальные тенденции современного рынка, которые непосредственно влияют на деятельность молодежного предпринимательства.
- Строков П. И.: На мой взгляд, на молодежное предпринимательство оказывает влияние целый ряд факторов. Во-первых, это пропаганда «сверху», направленная на привлечение молодежи в ряды бизнесменов. Во-вторых, создание «дружелюбного политического и экономического климата» для начинающих предпринимателей. В третьих, это затраты на создание и ведение налогового учета ИП или ООО. Принимая во внимание нулевую подготовленность и информированность «свежего» предпринимателя, это может быть трудной и совсем недешевой задачей. Как говорится, нужно как можно меньше «кошмарить» малый бизнес!
Более того, необходимо наличие развитой инфраструктуры по отбору и реализации бизнес-проектов с начальной стадии или «продвинутого» рынка венчурных капиталов, где быстро встречаются и договариваются друг с другом владельцы бизнес-идей и всевозможные типы инвесторов. Это, в принципе, глобальная проблема, которая до конца не решена и во многих развитых странах.
-Назовите основные ошибки, которые совершает молодой человек, когда у него появляется бизнес-идея. Чем нужно руководствоваться подрастающему поколению?
- Строков П. И.: В основном, молодежь не уверена в себе, следовательно, и в собственной бизнес-идее. Чаще всего студент, если и придумал что-то занятное, он быстро «остывает», когда видит на своем пути препятствия и трудности. Пора становиться серьезнее, сильнее и терпеливее.
Другая типичная ошибка новичков-предпринимателей - замалчивать идею, полагая, что ее украдут «конкуренты», и чудесным образом на ней разбогатеют . С такой позицией мало шансов создать единолично свой бизнес, будет трудно привлечь партнеров и капитал.
-Какие можно подвести итоги по прошедшему году?
- Строков П. И.: Провели 5 различных образовательных модулей и семинаров для студентов и аспирантов, участников и руководителей молодежных проектных коллективов. При помощи наших консультантов было написано более 40 бизнес-планов. ЦРМП принял участие в 7 выставках и организовал настоящую «битву» стартапов в Университете машиностроения. И это еще далеко не все!
-Какие планы у ЦРМП на 2013 год?
- Строков П. И.: Продолжаем активно продвигать результаты работы через выставочно-ярморочные мероприятия и участвуем в грантах и конкурсах на получение финансирования.
Также создаем, развиваем и совершенствуем прототипы по нашим проектам: «Индивидуальный городской транспорт «Электроскутер»», «Мобильный и стационарный «3Д-сканер» одежды», «Упругая муфта для станков с ЧПУ», «Насос высокого давления для перекачки жидкостей», «Блок питания от солнечных батарей в корпусе маломощных гаджетов» и др.
И, безусловно, мы по-прежнему ищем новые машиностроительные бизнес-идеи (но и не только машиностроительные!).
Подводя итог беседе, становится ясно, насколько сегодня велика заинтересованность в новых и перспективных идеях молодежи. Помочь поймать «журавлей в небе» готовы те самые «синицы в руках», в лице представителей бизнес-инкубаторов и центров развития молодежного предпринимательства. Остается только определиться с целью и активно двигаться в направлении ее осуществления!