пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ: 19-03-2014
Дорогою добра
Праздничным оживлением охвачен интернат. Кругом цветы, картины, различные украшения. Нарядные воспитанники и директор Татьяна Александровна Тюрина встречают гостей и показывают их в музей школы-интерната «Москвичи», и рассказывает в подробностях историю его возникновения и развития. Она начинается с 1873 года, когда в Москве, на Якиманке, близ Полянки, по Денежному переулку, по инициативе кавалерственной дамы Варвары Евграфовны Чертовой открылось Убежище Святой Марии Магдалины для призрения неизлечимо больных и слепых от рождения детей. В разные годы в приюте Святой Марии трудились и занимались научной деятельностью профессор-невропатолог А.Я. Кожевников, профессор медицины – один из основоположников педиатрии Н.А. Тольский. В истории школы интерната виднейшую роль сыграла деятельность психоневролога Григория Ивановича Россолимо, ученика А.Я. Кожевникова. Григорий Иванович был сокурсником и другом А.П. Чехова. В 1907 году профессор Г.И. Россолимо приступил к научным исследованиям, результаты которых использовал для развития новой науки-дефектологии.
В одном здании приюта находились школа (наверху) и помещение для проживания детей (внизу). В 1909 году детей начали обучать по школьным программам и специальным пособиям, разработанным Г.И. Россолимо. В основе системы специального обучения и воспитания лежал производительный труд. Имелся кабинет для исследования нервной системы детей и психологического исследования по экспериментальному методу.
В советское время учреждение стало называться «Детский дом №13», а в 1928 году ему присвоили имя профессора Г.И. Россолимо.
В 1941 году детский дом эвакуировался в Башкирию, в город Белебей. После возвращения в Москву и возобновления в 1945 году работы детский дом №13 перебрался в Измайлово. Здесь велась большая методическая и общественная работа, и опыт ее изучали специалисты Дании, Англии, Кореи, Кубы. Большой опыт накоплен по героико-патриотическому и гражданскому воспитанию детей.
А в 2007 году для школы-интерната построен комплекс из трех жилых корпусов, обустроенных по типу квартир, с современной школой, просторной столовой, спортзалом, бассейном. Никогда в России учреждение для детей-сирот не размещалось в подобном современном сооружении. Без преувеличения школу интернат №49 можно назвать островом добра, надежд и свершений.
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья 7 вида №49 имени Г.И. Россолимо отпраздновало 140-летие.
Чувствуется, что и Андрей Медведев и его товарищи гордятся музеем, отражающем богатую историю учреждения. После экскурсии по нему гости направляются в зал. На торжественном собрании присутствуют глава муниципального округа Р.М. Чернышев, заместитель главы управы района К.А. Каримова, депутат Московской городской Думы П.С. Ивановский, руководитель исполкома районного отделения партии «Единая Россия» Н.О. Гриднева, депутат Совета депутатов муниципального округа А.В. Продащук. У школы-интерната множество друзей в лице коллективов предприятий и общественных организаций, и они – участники праздника. Среди них представители группы строительных компаний, которые возвели современный комплекс. В нем уже почти 7 лет из 140 успешно действует и развивается учреждение. Дружат со школой-интернатом артисты «Мосфильма», колледжи и вузы, различные объединения, программа телевидения «Пока все дома», которую ведет Елена Кизякова и которая приложила много старания и умения ради благородного дела – чтобы воспитанники обрели приемных мам и пап и вошли в семьи, потому что жизнь без детей бессмысленна, а без родителей бесчеловечна.
В теплой атмосфере шло собрание. Добрые слова поздравления высказал Р.М. Чернышев и вручил Т.А. Тюриной почетную грамоту и подарок. К.А. Каримова зачитала поздравление от префекта Восточного административного округа В. Тимофеева и приветствие от управы. И тут без подарка и благодарностей от главы управы большой группе персонала и педагогов не обошлось. Депутат П.С. Ивановский от себя и фракции «Единая России» Мосгордумы поздравил коллектив с юбилеем и пожелал дальнейших успехов. Они выражаются в различных направлениях деятельности и частично в замечательной концертной программе, которой сопровождался ход торжественного собрания. Трогательно звучали песни, исполненные совместно учителями, воспитанниками («Надежда», гимн школы-интерната, попурри 60-х, сценки-композиции, танцевальные номера и другие). И привезенные гостями номера разнообразили концерт. Интересно выступили слушатели университета МВД России и военного университета. Поразили искусством разных жанров молодые люди из школы-интерната №15 имени Ю.В. Никулина. Словом, каждый выход молодых артистов радовал, восхищал.
Общение интерната с интересными людьми, с различными объединениями, включая творческие, необходимое средство социализации воспитанников. В интернате используются прогрессивные, эффективные системы управления учебно-воспитательным процессом и они приносят свои плоды. Получив здесь базовое образование, воспитанники продолжают обучение и получают специальности в средних и высших профессиональных учреждениях. С 2004 по 2014 год подготовлено 114 выпускников. В колледжах учатся или закончили их 106 (8 с отличаем). Закончили вузы – 18. создали семьи и воспитывают собственных детей – 41 человек.
И несколько слов о тех, кто управляет учебно-воспитательным процессом. Много лет руководит школой-интернатом Т.А. Тюрина, заслуженный учитель Российской Федерации. Заместитель ее по учебно-воспитательной работе В.И. Аникина, заслуженный учитель РФ. В школе-интернате трудятся два отличника просвещения РФ, 9 имеют звание «Почетный работник общего образования, 7 – «Ветеран труда», трое – обладатели награды и «Премия грант Москвы». Многие педагоги-победители профессиональных конкурсов «Сердце, отданное детям», «Учитель года».
И, наверняка, послеюбилейный этап жизни учреждения станет периодом достижения новых высот.
Валентин Чулков,
фото Романа Белова