Леруа Мерлен в Кожухово
Тинькофф банк. Оформить карту
Найди свою любовь

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ: 21-04-2016

К 30-летию крупнейшей катастрофы в истории СССР. Чернобольская АЭС глазами очевидцев.
 
Рассказывают жители Восточного  округа города Москвы, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобольской АЭС:

26 апреля 1986 года произошёл взрыв на Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украинской ССР. Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ.

Полковник в отставке Валерий Василевский из района Косино-Ухтомский оказался в Чернобыле 9 мая, всего через пару недель после взрыва. Его как офицера войск химзащиты командировали из Новосибирска.

— Дали мне несколько десятков солдат, и мы участвовали в дезактивации самой станции, — рассказывает Валерий Васильевич. — Лопатами собирали радиоактивный грунт в мешки и грузили в самосвалы. Самое страшное — мелкие обломки реактора. Лежит такой кусочек размером со спичечную головку, а излучение от него будь здоров! Из защиты у нас были только лепестковые респираторы (они кое-как защищали от радиоактивной пыли), а водители клали себе под сиденье свинцовые листы и оббивали ими кабины. Довелось мне поучаствовать в эвакуации оставшихся жителей из заражённой зоны. К моему приезду большинство уже вывезли, но оставались в деревнях последние старики, которые не хотели уезжать, бросать живность. Когда мы туда ездили, набирали полные карманы галет: на обезлюдевших дворах повсюду оставались голодные собаки, куры, коровы. Как-то на берегу Припяти стою с дозиметром и вижу: идут ко мне рыбаки. Эй, говорят, командир, продай прибор, а то ловим рыбу и не знаем, можно её есть или нельзя. И несут два ящика коньяка!

Евгений Епишкин из Измайлова работал на АЭС осенью 1986 года, в самый разгар строительства бетонного «колпака» над реактором. А до этого трудился в одном из трестов министерства среднего машиностроения (так называли главное «атомное» ведомство СССР).

— При строительстве саркофага использовали огромные немецкие краны, — вспоминает Евгений Иванович. — Их специально привезли из Баку, где они устанавливали нефтяные вышки. Краны были на электронном управлении, проще говоря, не рычагами, а кнопками, для нас в то время — чудо техники. Крановщик сидел в кабине, закрытой свинцовыми пластинами, а мы, инженеры, с рацией дежурили неподалёку в бетонном бункере. Электроника часто отказывала, кран вставал, крановщик связывался с нами, и мы бежали, протискивались к нему в кабину и устраняли неисправность.

Краны были на гусеничном ходу, там стояли дизельные двигатели. Один раз, когда потёк радиатор, кто-то предложил старый шофёрский способ: засыпать туда сухой горчицы. Мы — в столовую, выпросили пачку горчицы и — назад, на станцию. И действительно, помогло! Горчица на какое-то время закупорила течь, а там и техпомощь подоспела.

Военный строитель, капитан в отставке Вадим Лужин из Восточного Измайлова трудился на Чернобыльской АЭС в 1988 году, когда саркофаг уже стоял, но источников радиации вокруг ещё было немало.

— Очистка станции шла круглосуточно, — рассказывает Вадим Александрович. — Солдаты работали по сменам. У меня два взвода очищали машинный зал, а один помогал сотрудникам курчатовского института бурить отверстия в саркофаге, чтобы изучать поведение реактора. У тех, кто собирал радиоактивный мусор в машинном зале, рабочая смена могла длиться минуту, а то и 45 секунд — настолько велико было излучение. Все собирались в бункере, потом солдаты попарно подходили к дозиметристу, который на экране показывал, как им действовать в зараженном зале: буквально куда встать, где взять лопату, что и где в неё положить и куда нести. Если не успел за минуту и «перебрал» дозу, на следующий день на работу не выходишь.

Жили мы всего в восьми километрах от станции, в здании бывшего интерната. Снабжение было хорошее, и платили нам хорошо. Однажды по инициативе нашей партийной организации мы решили на деньги, заработанные за один день целым полком, купить всё необходимое для интерната, который к тому времени перевели в Киев. Купили спортинвентарь, музыкальные инструменты, прочие необходимые вещи и отвезли всё это детям.

Юрий СТАРОДУБОВ, Восточный округ
 
 

Последние новости и события

23.02.2020  Авария на Новоухтомском. 20 февряля 2020 в 4:30 на 7 км внешней стороны МКАД в районе Новоухтомского шоссе в Косино-Ухтомском столкнулись два автомобиля. Один человек погиб и один пострадал в ДТП на МКАД, сообщает пресс-служба ГИБДД. На месте работают...
12.02.2020  На страже природы: день вместе с государственным инспектором. Если вы решили развести костер на природной территории Москвы, погулять с собачкой без поводка, спилить елочку под новый год или нарвать подснежников по весне – вам не избежать встречи с......
21.01.2020  Женщине стало плохо во время крещенских купаний на Святом озере в Косино-Ухтомском. Скорее всего женщине стало плохо, в связи со сбоями в работе сердца, - рассказывает Иван Жилин, один из сотрудников спасательной бригады, - которая несла дежурство в ту..
09.01.2020  В Косино-Ухтомском умирают тысячелетние озера. Химера о создании Московской агломерации губит на своем пути все живое. Отпраздновали Новый год, а жители района Косино-Ухтомский еще и десятилетие своей борьбы за спасение реликтовых озер Белое, Черное....
07.01.2020  Собянин обозначил конкретные сроки запуска метро от «Косино» до «Лефортово». Протяженность второго участка Некрасовской линии составляет 11,7 км. На нем находятся станции «Авиамоторная», «Стахановская», «Нижегородская», «Юго-Восточная», «Окская».....
05.01.2020  Территорию Салтыковского лесопарка начнут благоустраивать весной 2020 года. Одним из важных вопросов является экологическая ситуация в районе. Поступает много жалоб на неприятные запахи, источниками которых могут быть полигон Кучино в Балашихе.....
03.01.2020  Мэр Москвы провел технический пуск второго участка Некрасовской линии. "2 января, закончены основные работы на новой ветке метро. Это 12 километров от "Косино" до "Лефортово". Это важное очень направление, которое позволит улучшить транспортную....
23.12.2019  Архитектор Алексей Кротов: «Реновация ухудшает условия жизни москвичей». Москвичи, безвозмездно отдавая свою землю Фонду реновации, получают новое жилье ничем не лучше старого – метр в метр те же малогабаритные квартиры, что и в хрущевках, считает.......
19.12.2019  Транспортная дурь фиолетовой ветки метро или когда пассажиры поминают Собянина недобрыми словами. Недавно масла в огонь добавило открытие короткого отрезка Некрасовской ветки: от Некрасовки до Косино с пересадкой на фиолетовую ветку, из-за чего жители...
17.12.2019  А как у соседей? Жители Москвы считают Некрасовку самым плохим из всех районов города. Жители Москвы считают Некрасовку самым плохим из всех районов города: по их мнению, там ужасная экология и такие же дороги. Кроме того, местные недовольны своими......

Заказать карту Халва
Выкуп битых авто

Наши партнеры


Яндекс.Метрика       Новостной Интернет-портал "Наш район - Косино-Ухтомский!" All right reserved® Перепечатка любых материалов сайта возможна только при наличии гиперссылки на наш портал!
Размещение рекламы на сайте  
Карта сайта | Поиск