пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ: 06-04-2011
ОУФМС ВАО ИНФОРМИРУЕТ:
О некоторых вопросах регистрационного учета Российской Федерации
В последнее время в средствах массовой информация периодически возникает проблема по внесенным Правительством Российской Федерации изменениям в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее – Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. №713, в соответствии с которыми граждане Российской Федерации с 28 ноября 2010 года получили возможность подавать заявления о регистрации по месту пребывания в форме электронного документа, а также уведомлять о месте своего временного проживания по почте.
Высказываются опасения в части возможного использования механизма государственной услуги по регистрационному учету граждан по месту пребывания по почте и в электронном виде отдельными гражданами для оформления регистрации по месту пребывания без согласия собственников (нанимателей) жилых помещений. Имеются случаи поступления от граждан заявлений, по вопросу запрета регистрации в их жилые помещения других граждан без представления лично ими заявлений.
В этой связи информирую о том, что оптимизация формата настоящей государственной услуги в электронном виде направлена на возможность выбора гражданином способа обращения в орган регистрационного учета и ни в коей мере не способна ущемить права собственников (нанимателей) жилых помещений в части владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Четырехмесячный мониторинг правоприменительной деятельности ФМС России предоставления услуги показывает своевременность ее введения, так как она является востребованной гражданами. За этот период поступило более четырех тысяч заявлений, из которых только в одном случае, зафиксировано недостоверное указание гражданином в заявлении о регистрации по месту пребывания срока его проживания в предоставленном ему собственником жилом помещении (несмотря на предварительную договоренность). Собственник, получив уведомлений, в котором был указан срок, на который он не давал согласия, подал соответствующее заявление в орган регистрационного учета и, согласно пункту 30 Правил, регистрация гражданину была аннулирована. Данный случай произошел в Подмосковье в первой декаде декабря 2010 года, т.е. в самом начале предоставления данной услуги в электронном виде.
Также информирую о нецелесообразности обращения граждан в органы регистрационного учета и жилищные организации, исполняющие обязанности должностных лиц, ответственных за регистрацию, с заявлениями о запрете регистрации других граждан в принадлежащие им на праве собственности жилые помещения и жилые помещения, в которых они проживают по договору социального найма, без их письменного согласия.
Порядок уведомления о месте и сроке временного проживания по почте, либо подача заявления о регистрации по месту пребывания в форме электронного документа также, как и при личном обращении, предусматривают предоставление гражданином указанных в пункте 9 Правил документов, а именно: заявление о регистрации по месту пребывания по установленной форме, копии документ, удостоверяющего его личность, и документ, являющимся основанием для временного проживания в конкретном жилом помещении (договор найма/поднайма/безвозмездного пользования, либо заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение, удостоверенного нотариально или должностным лицом, ответственным за регистрацию).
Вместе с тем в ходе предоставления данной услуги из-за отсутствия электронно-цифровой подписи возникает вопрос легитимности представляемых гражданами заявлений, так как одним из требований к письменному обращению, согласно статье 7 Федерального закона от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», является проставление в нем гражданином личной подписи. Формат электронного заявления также предусматривает проставление в нем предусмотренных подписей.
На данном этапе, возможности по использованию электронной цифровой подписи по объективным причинам у граждан не имеется, поэтому решения этого вопроса по существу, в целях придания легитимности представляемым гражданами заявлениям в форме электронного документа возникает необходимость в одноразовом посещении заявителем органа регистрационного учета для проставления личной подписи на поступившем от него заявлении в форме электронного документа и предъявления документа, удостоверяющего его личность, а также надлежаще заверенного документа, являющегося основанием для временного проживания в указанном им в заявлении жилом помещении.
После проставления гражданином личной подписи в поданном им в электронном виде заявлении и предъявления оригиналов вышеуказанных документов срок оформления свидетельства о регистрации по месту пребывания минимизируется, с тем, чтобы гражданин мог получить данное свидетельство в срок, не превышающий 40 минут с момента предъявления им оригиналов документов.
Рассматривается также вопрос об усилении административной ответственности физических и юридических лиц за нарушение Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, и прежде всего для граждан, допускающих проживание в принадлежащих им жилых помещениях, лиц без регистрации свыше установленных Правилами сроков, а также установления мер административной ответственности за предоставление гражданами при подаче заявлений о регистрации по месту пребывания недостоверных (ложных) сведений либо подложных документов.
Дмитриева Татьяна Николаевна, начальник ОУФМС России по г.Москве в ВАО